Методы обучения Ван Гога

Известно, что Ван Гог добился невероятных успехов в живописи всего за одиннадцать лет, включая период ученичества. За это время он создал более двух тысяч произведений. Его художественный стиль претерпел невероятно масштабную эволюцию. Большинство своих знаний и техник он получил с помощью самообразования. 

Я вынес за скобки оценку его гения и безумства и попытался рассмотреть его необычайно быстрый взлет в зрелом возрасте и достижение уровня мастера с позиции тех принципов обучения и личностных качеств, которыми пользовался художник. 

Саморефлексия

Ван Гог написал около 800 писем. Большинство из них были адресованы его брату — Тео. Его брат – не только “альтер эго” Винсента, но и его единственный надежный друг, который всеми способами поддерживал художника до конца своих дней.

Эти письма для Ван Гога – плавильный цех идей и настоящий пример мета-обучения. Он выписывает свои впечатления от городов, людей, картин, природы. Скрупулезно анализирует прочитанные книги и работы художников. Пишет о своих дальнейших планах, размышляет о пути, описывает технические нюансы текущей работы, ищет способы получения нужных навыков.

Высокая работоспособность

Ван Гог обладал феноменальной работоспособностью. Работал он обычно по 12 часов в день без перерыва. Живопись требовала от него самой интенсивной мобилизации всех умственных способностей. 

Работа- это сухой расчет, при котором ум напряжен до предела, как у актера, исполняющего на сцене трудную роль, когда ему в течении какого-то получаса надо одновременно думать о множестве вещей”- писал он своему брату Тео.

Дисциплина. Воля.

Для постоянного развития своих художественных навыков Ван Гог Ван Гогу требовалась сдерживающая дисциплина. В его самоограничениях было много мудрости и требовалась незаурядная воля.

Обучение живописи шло у него с трудом, он изводил множество листов бумаги и тюбиков краски.

В Арле он каждое утро вставал до рассвета, одевался и шел пешком за несколько километров вниз по реке или бродил по окрестностям города, отыскивая живописные места. Каждый вечер он возвращался с готовым полотном. 

По рассказам преподавателя Мендоса, во времена, когда Ван Гог еще учился на священника, этот странный ученик мог применить к себе болезненные телесные наказания, чтобы принудить себя к работе. 

Анализ работ любимых художников. 

Винсент как истинный ценитель живописи не просто осматривал картины, он с ними общался, без конца к ним возвращался, чтобы проверить свои первые впечатления, изучить какую-нибудь подробность, проверить композицию – все то, чего память в точности сохранить не может. 

Известно, что он собирал гравюры и как только переезжал на новом месте сразу старался развесить любимые работы.

Копирование. 

На этапе ученичества Ван Гог постоянно копировал работы известных художников. Знаменитая картина  “Cеятель” выросла из бесконечного копирования Ван Гогом аналогичной картины художника Милле. Под влиянием японской графики он поднимется до высоты обожаемого им мастера и даже в чем-то превзойдет его в своей интерпретации Сеятеля. Он также много времени посвящал копированию японских гравюр, перенимал технические приемы. Утамаро, Хокусай, Хиросиге восхищали его свободой рисунка, цвета и простотой, ясностью композиционного решения, которые позволили придать его полотнам мощную динамику. 

Круг общения. 

У Ван Гога были постоянные проблемы в общении.Тем не менее на этапе ученичества Ван Гог осознал, что одиночество может стать ловушкой, и стал искать встреч с живописцами и рисовальщиками, чтобы чему-то у них научиться. Он попросил Тео, который раньше работал в Брюсселе, познакомить его с тамошними художниками или людьми, близкими к искусству. Это позволило ему в дальнейшем избежать подводных камней, на которые наталкивается художник-самоучка(недостаток критики, ослепление, плохие привычки, необходимость самому изучать основы техники, потерянное время).

Фокус. Концентрация. 

Жизнь Ван Гога была посвящена живописи. Все его действия сводились в одну точку. Он обладал свойством погружаться в работу и не успокаивался пока не достигнет результата. С мрачным упорством Ван Гог искал свой собственный язык — все остальное перестает его интересовать. “Создавая  картины, я стараюсь жить, ни о чем другом не задумываясь”- признается он. 

Длительные прогулки. 

На протяжении всей жизни Ван Гог очень много ходил пешком. В юношестве это помогало развить наблюдательность, любовь к природе,  в творческие периоды он подолгу гулял, выбирая место для пленэра. Рассказы о прогулках занимают большое место в ранних письмах Винсента к Тео. В них он описывает все, что видел: местность, растительность, краски природы, изменения в освещенности. На первый взгляд кажется странным утверждать,  что ходьба помогала Ван Гогу в творчестве. Но последние исследования нейробиологов подтверждают полезность пеших прогулок.

Миссия. 

Ван Гог очень долго искал для себя форму служения людям и, наконец, после мучительных поисков, нашел ее в ремесле художника. С этого момента он подчинил жизнь живописи.

“Творить, творить,- vite, скоро, скоро, скоро и поспешно, как жнец, который работает молча и сосредоточенно под пылающим солнцем, чтобы успеть сжать свое поле..”- писал художник в своих письмах. 

“Я нужен миру лишь постольку, поскольку я должен рассчитаться со своим долгом и выполнить свою задачу.  В благодарность за это я оставлю о себе память – в виде рисунков или картин, которые могут не понравиться отдельным группам или школам, но зато полных искреннего человеческого чувства” – писал брату Ван Гог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *